The Palette - Melody Composing Tool - The Music Software that is based on the theory of composition and theory of harmony.
The Palette - Melody Composing Tool - The Music Composing Software that is based on the theory of composition and theory of harmony.
Главная   Описание   Примеры   Учебник   Советы   Скачать   Контакты   English version
The Palette - Melody Composing Tool - The Music Software that is based on the theory of composition and theory of harmony.
The Palette - Melody Composing Tool - The Music Composing Software that is based on the Theory of Composition and Theory of Harmony.

Принцип постановки в очередь на проигрывание.
Разнообразие интонационного содержания мотива.
Каким бывает характер ритма.
Редактирование структуры мелодии.
Приемы развития для фраз.

 

Принцип постановки в очередь на проигрывание.

В программе, для всех кнопок 'проигрывания' (смотри рисунки ниже), реализован принцип постановки в очередь на проигрывание.

Picture

Picture

Picture

Picture

Это значит, если играет какой-то отрывок композиции (это также может быть мотив в панели одного из приемов развития), и вы нажимаете на одну из кнопок для проигрывания, то отрывок композиции или мотив в панели одного из приемов развития, который соответствует этой кнопке, не проигрывается сразу, а ставиться в очередь.

Как только текущий отрывок мелодии заканчивается, программа берет отрывок, который стоит первый в очереди и начинает его проигрывать без остановки. То есть программа склеивает все отрывки, которые стоят в очереди и проигрывает их все вместе, без остановок.

Это необходимо например тогда, когда вам нужно проверить на звучание мотивы в панели одного из приемов развития. Приведу пример. Мы применили к некоторому мотиву прием развития 'секвенция'. На рисунке (смотри ниже) панель приема развития помечена цифрой 7. В композиции, новый мотив должен следовать за мотивом, который помечен цифрой два. Мне нужно послушать как будут звучать вместе три мотива, на рисунке они помечены цифрами 1, 2 и 3. Для этого, я нажимаю подряд кнопки, помеченные цифрами 4, 5 и 6, то есть я не дожидаюсь когда программа доиграет до конца мотив номер 1, а сразу нажимаю кнопки 5 и 6, которые соответствуют мотивам 2 и 3. В результате программа проигрывает все три мотива слитно и без остановок.

Picture

Это полезно также тогда, когда вы хотите послушать не всю композицию, а только несколько мотивов из нее. Либо когда вы хотите послушать, как будут звучать эти мотивы в обратном или произвольном порядке. Также, с помощью этого приема можно услышать как будет звучать композиция, если поменять в ней порядок у фраз.

 

Разнообразие интонационного содержания мотива.

В мануале программы, в главе Теория, раздел 1.5, я рассказываю, какие существуют неаккордовые звуки. Каждый неаккордовый звук в сочетании с окружающими его аккордовыми звуками можно представить как кирпичик. Из таких кирпичиков строится интонационное содержание мотива, попросту они определяют высоту нот мотива. Ниже привожу картинки с этими кирпичиками.

Вспомогательный неаккордовый звук:

Picture

Проходящий:

Picture

Взятый Скачком:

Picture

Брошенный:

Picture

Опевание:

Picture

Задержание:

Picture

Кроме того, для себя за кирпичик я принимаю два аккордовых звука идущих подряд, я условно называю его 'Арпеджио':

Picture

И еще один кирпичик, это повторение одного и того же аккордового звука, я называю его 'На месте':

Picture

Когда я сочиняю мотив, я выбираю последовательность из двух таких кирпичиков. Таких комбинаций существует очень много.

Приведу два примера:

Picture

Picture

Я считаю, что когда сочиняешь мотив, очень важно видеть каким разнообразным может быть его интонационное содержание.

 

Каким бывает характер ритма.

Когда сочиняешь мотив, полезно представлять себе насколько разнообразным может быть характер у ритма. Приведу несколько примеров:

Равномерный ритм:

Picture

Picture

Контрастный ритм:

Picture

Picture

Ритм 'Разбирается'. Последующая группа длительностей получается путем разбиения предыдущей на составляющие.

Picture

Picture

Ритм 'Собирается'. 'Собирающийся' ритм это прямая противоположность ритму, который 'Разбирается'.

Picture

Picture

Ритм состоит из больших длительностей:

Picture

Picture

Ритм состоит из маленьких длительностей:

Picture

Picture

В ритме присутствуют паузы:

Picture

Picture

Ритм состоит из комбинации двух длительностей:

Восьмая и Шестнадцатая:

Picture

Picture

Четверть и Восьмая:

Picture

Picture

Шестнадцатая и Четверть:

Picture

Picture

и т.д.

 

Редактирование структуры мелодии.

Часто возникает необходимость изменить структуру мелодии. Например, изменить число мотивов в фразе, или число фраз в предложении. К сожалению, программа не позволяет редактировать структуру уже созданной мелодии. Но выход есть. Дело в том, что формат (*.ptt), в котором программа записывает мелодию на диск, основан на XML. Этот формат можно читать, и его можно редактировать руками. Для тех, кто не знает, что такое XML, можно сказать, что этот формат похож на HTML. В нем есть различные таги:

<SENTENCE>
<PHRASE>
<MOTIVE>

и т.д. Эти таги иерархически описывают структуру мелодии.

Например, необходимо добавить еще один мотив в фразу. Таг <PHRASE> описывает фразу. В свою очередь таг <MOTIVE>, помещенный в таг <PHRASE>, описывает мотив в этой фразе.

<PHRASE>
    <MOTIVE>...</MOTIVE>
    <MOTIVE>...</MOTIVE>
</PHRASE>

Для того, чтобы добавить еще один мотив в фразу, поместите в соответствующий этой фразе таг <PHRASE> таг <MOTIVE>. Получим:

<PHRASE>
    <MOTIVE>...</MOTIVE>
    <MOTIVE>...</MOTIVE>
    <MOTIVE>...</MOTIVE>
</PHRASE>

Таким образом, можно изменять мелодию как угодно:

- добавлять мотивы к фразе.
- стирать мотивы в фразе.
- добавлять фразы к предложению.
- стирать фразы из предложения.
- добавлять предложения в период.
- стирать предложения из периода.
- копировать мотивы, фразы, предложения.
и т.д.

Если у вас какие-то вопросы по поводу формата, спрашивайте.

 

Приемы развития для фраз.

Как я описываю в мануале (раздел 1.4. Предложение. Каденция. Период) и показываю в Демо Уроках (урок 11-14), мелодия, как правило, строится на основе схемы. Это значит, что некоторые фразы, строятся на основе других фраз. Хочу поделиться несколькими простыми приемами, которые можно применять сразу ко всей фразе и таким образом быстро создавать новую фразу.

1. Секвенцировать всю фразу вниз, прием Sequence Down, оставить те же аккорды.
2. Секвенцировать всю фразу вниз, прием Sequence Down, придумывать новые аккорды.
3. Секвенцировать всю фразу вверх, прием Sequence Up, оставить те же аккорды.
4. Секвенцировать всю фразу вверх, прием Sequence Up, придумывать новые аккорды.
5. Подобрать новые аккорды к фразе.
7. В одном мотиве фразы стереть все ноты.
8. Повторить фразу, прием Repeat, придумать новые аккорды.
9. Поменять порядок мотивов в фразе.
10. Повторить какой-нибудь мотив фразы два раза.
11. Инвертировать все фразу, прием Inversion, использовать те же аккорды или придумать новые.
Если нужно, секвенцировать все фразу вверх или вниз, для того, чтобы она располагалась на нужной высоте.
12. Варьировать мотивы фразы, прием Variation, Slightly Vary Rhythm, Slyghtly Vary Pitch, использовать те же аккорды или придумать новые.
13. С помощью приемов Continue, Inversion, Repeat, Seq. And Inversion, создавать из исходной фразы, фразы с различными формами: волна вверх, волна вниз, линия вверх, линия вниз. Использовать те же аккорды или придумать новые.
14. Сочинить новую фразу на ритм исходной фразы.


The Palette - Melody Composing Tool - The Music Software that is based on the Theory of Composition and Theory of Harmony.
The Palette - Melody Composing Tool - The Music Composing Software that is based on the Theory of Composition and Theory of Harmony.